Сегодня: 2018-12-14    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Ухабы сельхозкооперации — как их преодолеть.

mVlrdpgMSuNzSZBsydSCzA4hozAf4zOb

Как уже рассказывали «Крестьянские ведомости», 14 ноября в Госдуме состоялись парламентские слушания «Законодательные аспекты развития сельскохозяйственной кооперации», организованные комитетом по аграрным вопросам. Ввиду злободневности темы публикуем стенограмму (в сокращении), предоставленную аппаратом комитета специально для «КВ».

В. Кашин: «забивают гвоздь» в нашу тенденцию

Председательствующий, глава Комитета Владимир Кашин обрисовал общую картину:

— Только что мы завершили обсуждение и принятие бюджета на 2019, 2020 и 2021 годы, но на 2019 год во втором чтении. Хочу сказать, что наша с вами напряжённая работа не пропала даром. Рост к прошлому году составил 34 процента. Мы пробили свою заветную черту за 300 миллиардов, 304 миллиарда – это ещё не вечер. Мы получили поддержку, начиная от технического перевооружения. Мы получили 11 миллиардов на несвязку, то есть на гектар пашни, 8 миллиардов на молоко. Наша задача – удвоить эти цифры. Мы прорешали также вопросы с нуля CAPEX на 5 миллиардов, задача наша была – довести до 10 миллиардов. Аналогичная ситуация, 10 миллиардов льготного кредитования, всё, что связано с племенным животноводством, 10 миллиардов, то есть борьба, она будет и дальше продолжаться, и особая составляющая – конечно, мы получили отдельно 7,4 миллиарда на фермерские хозяйства.

Ну, и главная наша борьба – это за устойчивое развитие сельских территорий. Мы сегодня сказали, участвовал первый заместитель председателя правительства Силуанов, он же и министр финансов…Кто же додумался ликвидировать программу устойчивого развития…Это присниться может только во сне, когда вроде все выступаем за нашу Россию-матушку, а появляются с рогами непонятные структуры, которые хотят, чтобы от неё остались только городские конгломерации. Мы ещё раз сегодня сказали: окрасьте наши деньги по всем программам, отдайте наши деньги по каждому направлению: в здравоохранении, в образовании, в культуре, в спорте, в ЖКХ. Сегодня 30 процентов деревень имеют твёрдое покрытие на общемуниципальные дороги. А если взять к производственным центрам, там конь не валялся во многих наших сёлах и деревнях.image1

Значит, исходя из этого понимания величия, мы видим, что огромный резерв, конечно, малые формы хозяйствования. Мы неплохие имеем результаты сегодня по производству мяса птицы, по производству свинины, по зерну, по сахарной свекле, масличным культурам. Но почему такая низкая товарность у нас по молоку, картофелю, плодовым, даже по зерну. Тут несколько причин. Одна причина. Это доступность на рынок. Вторая. Значит, очковтирательство большое.

Мы видим, что одним из таких вопиющих барьеров, который стоит на развитии наших МФХ, это, конечно, доходная составляющая. Мы сегодня даже по зерну имеем цену 2016 года в среднем по России на уровне 8,8 по пшенице третьего класса, а дальше на рубль ниже.

А посмотрите, как вздулись цены у нас, наши олигархи не накушаются, и мы всё чего-то говорим, что нет причин для снижения бензина или дизельного топлива на высочайшем уровне. Как это нет причин? Для своей страны, которая имеет уникальные такие возможности, мы выводим прибыль этих структур с внешним рынком, а своих товаропроизводителей задавили. Почему-то цены наши не регулируются. Вот сейчас опять цены на хлеб поднялись, ФАС не слышно и не видно…

Мы внимательно посмотрели все резолюции съезда, в том числе V Съезда кооперации. Мы в этом направлении работаем с вами, с тем чтобы легче было нашим формам малым хозяйствовать. Но тут же «забивают гвоздь» в эту нашу тенденцию. Ребята, подождите, может, кто-то добровольно вот в личном подсобном хозяйстве… или самозанятые будут налоги платить, а то вдруг не три, а четыре у него коровы будет или ещё чего-то другое, давайте платите налоги, ну, хотя бы добровольно, ну, хотя бы на эксперименте – Москва, Московская область, Татарстан, Калуга.

Все всполошились. Хотя эксперимент на четыре года — не обязательно, а добровольно (вернее, подход), но уже понимают, что из этого добровольного можно вырасти чёрт знает что и в обязательное. И уже люди скукожились. Это не способствует развитию МФХ.

5GcfAByKfAusGBG9KsUrUKcdNSQgVEp4Комитет настроен решительно работать.

И. Лебедев: обеспечить мягкий переход ЛПХ в организованные формы

Заместитель министра с/х РФ Иван Лебедев рассказал:

— Чтобы кооперативное движение развивалось на территории страны, мы, конечно, должны понимать точки роста, откуда взять потенциальных участников кооператива?

У нас достаточно большое количество ЛПХ, которые по факту в действительности представляют укрупненные формы хозяйствования и, конечно, мы их с большой натяжкой уже можем называть ЛПХ. Но для того, чтобы обеспечить мягкий, комфортный переход в организованные формы, мы с вами должны предпринять несколько базовых условий. Конечно, это налоговые льготы и послабления. Должна быть определенная амнистия и каникулы, для того чтобы нам совершенно не взимать вообще никаких налоговых сборов.

Речь должна идти о каникулах, с точки зрения, контрольно-надзорных мероприятий относительно малых форм, потому что, конечно, неправильно, если ЛПХ сегодня будет организовано в какую-то правовую правильную форму, и мы начнем проверять там, раз в квартал приходить, смотреть и создавать неудобства для бизнеса. Всё это очень неправильно. Поэтому мы сегодня для себя спланировали законопроект, который позволяет выйти в сухом остатке на очень правильный результат, для того чтобы этот переход был мягким, комфортным, а самое главное, чтобы мы в нем были заинтересованы.

Мы подготовили еще один очень важный инструмент, это карта инвестиционной привлекательности АПК по разным отраслевым направлениям. Там есть конкретные финансово-математические модели, которые рассчитаны с точки зрения правильной маржинальности, доходности, они все сопряжены со всей палитрой мер господдержки. И в том числе в этой карте инвестиционной привлекательности в 20 процентах, как и в других мерах господдержки, присутствуют наши МФХ.

Отдельного внимания заслуживает, как я уже сказал, налоговое регулирование, но вместе с тем, необходимо внести изменение в главу 30 Налогового кодекса и целесообразно внесение изменений в главу 25 Налогового кодекса на прибыль с организаций. На наш взгляд, это поможет тоже с другой динамикой развивать кооперативное движение.

Важно отдельно сказать, что мы должны отрегулировать, с учетом новых инструментов и подходов деятельность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Здесь тоже накопилось достаточное количество проблем, которые необходимо решать достаточно оперативно.9Foe837tQgzYRKz0hB26yaoU1ADIQChA

Мы сегодня МФХ допустили до всех базовых инструментов, которые связаны с экспортом. Это компенсация железнодорожного тарифа в структуре провозной стоимости. У нас есть отдельное постановление, которое компенсирует до точек экспорта провоз продукции целиком, именно для кооперативов и организованных форм. Мы отдельно для МФХ подготовили раздел, который позволяет гармонизировать базу стандартов и требований по аналогичной продукции на тех рынках, куда мы собираемся ее поставлять.

И последнее. Несмотря на то, что имеем серьезные рекорды по разным направлениям, мы продолжаем везти 80 процентов семян картофеля на территорию страны, 98 процентов семян сахарной свеклы. Почти всё то же самое происходит по борщевому набору, овощная группа. Когда мы говорим про мясо курицы, мы имеем 115 процентов самообеспеченности в Доктрине продовольственной безопасности, но забываем сказать, что 98 процентов инкубационного яйца завозим из-за границы.

Поэтому в направлениях: селекции, генетики, сложных племенных направлениях, инновационных, всё, что связано с научным обеспечением, у нас остаётся достаточно большое количество проблем. Поэтому мы утвердили федеральную научно-техническую программу «Развитие сельского хозяйства до 2025 года», определили важные приоритетные направления.

В. Плотников: Минюст — тормоз кооперации

Владимир Плотников, первый заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам ГД, подчеркнул:

— 80 процентов всех товаропроизводителей Европейского союза, по некоторым видам даже больше, находятся в кооперативных объединениях. Мы неоправданно, крайне слабо объединены в кооперативы. Почему так происходит? Потому что созданы, во-первых, противоречия в законодательстве. Во-вторых, нет такого понимания, что кооперация действительно ресурс, который позволит увеличить производство, и позволит развивать сельские территории.

50-я статья Гражданского кодекса нарушает основополагающие принципы кооперации, запрещает распределять доходы членов кооператива. Кооператив – это не коммерческая организация, не работает на получение прибыли. Кооператив озабочен, чтобы доход получали члены кооператива. Мы, члены аграрного комитета, написали поправку в Гражданский кодекс. Минсельхоз поддерживает. Центральный банк поддерживает. Не поддерживает только Министерство юстиции. Это лежит в основе отрицательного заключения правительства.

20181114_144027Ну непонятна такая позиция. Ну она сейчас тем более непонятна, когда президент в мае в своём указе прямо ставит задачу развивать кооперацию. Туган-Барановский писал, что «кооперативное предприятие создаётся не для получения прибыли на вложенный капитал, но для увеличения благодаря общему ведению хозяйства трудовых доходов членов кооператива или уменьшения их расходов на потребительские нужды».

Что касается ещё одной статьи, которая в Гражданском кодексе прописана. Это статья 123.1. Она тоже препятствует развитию кооперации, потому что потребительским кооперативом признаётся основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан, юридических лиц. Юридические лица согласно этой записи создавать кооперативы не могут. Почему? У нас десятки тысяч фермерских хозяйств являются юридическими лицами. И мы должны всё сделать для того, чтобы как раз их вовлечь в кооперативное движение. Они – основной фундамент, который объединяет и небольшие хозяйства. Есть крупные личные подворья. Бережно надо относиться, это очень важный фундамент. Не обкладывать их налогами, что недопустимо в принципе, а их вовлекать в кооперативные объединения, для того чтобы они повышали свою конкурентоспособность.

Существенной доработки требуют и нормы, регулирующие деятельность сельхозкооперативов, в Налоговом кодексе. В частности, в статье 342 (в пункте 2) говорится: сельскохозяйственные потребительские кооперативы признаются сельскохозяйственными производителями, если доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства, а также от выполнения работ для членов данных кооперативов составляет не менее 70 процентов. Ну, мы знаем эту тему. А в законе о развитии сельскохозяйственной кооперации норма – 50 процентов. В законе о развитии сельского хозяйства – тоже 70 процентов. И опять-таки противоречие. Мы должны законодательно какую-то одну цифру записать, чтобы никто не спекулировал этим подходом.

Сельскохозяйственные организации освобождены от уплаты налога на прибыль, а кооперативы платят. Помимо прочего, налог на прибыль взимается с имущества. Даже с имущества, которое безвозмездно передаётся кооперативу его членом. С операций, которые кооператив проводит со своими членами. И даже со средств, направленных на формирование резервов. Это тоже очень важная тема.

Ещё одна чувствительная тема – это взимание налога на добавленную стоимость при реализации сельхозпродукции. Если она закупается у сельскохозяйственных производственных кооперативов — одна ситуация. А если эти сельскохозяйственные кооперативы состоят из членов, которые работают по единому сельскохозяйственному налогу, возникает целая проблема. Так же особое внимание привлекает вопрос о выплате дивидендов, получаемых членами сельскохозяйственных кооперативов. Здесь нет единого понимания и подходов.

Необходимо всемерно поддержать позицию о необходимости создания постоянно действующей межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства по кооперации, чтобы туда вошли все министерства, ведомства, Центральный банк, Минэк, Минсельхоз.  Нам необходимо создать «дорожную карту» и поэтапно решать правовые проблемы развития кооперации.

П. Косов: МТК помогут

Павел Косов, гендиректор Росагролизинга, отметил:

— Росагролизинг подготовил свою программу, она действует чуть больше года и имеет некие, даже более льготные параметры, чем тот федеральный лизинг, который мы продвигаем на рынок. Это ставка вознаграждения 1,5-3,5 процентов, аванс от 15 процентов – это меньше, чем в рамках нашего стандартного федерального лизинга. Срок лизинга до 10 лет, достаточно уникальное условие. Насколько мне известно, по продукции сельхозмашиностроительной на сегодняшний день ни одна лизинговая компания таких сроков не даёт, и ставок, таких, как мы, никто не дает. Периодичность платежей: ежемесячная и ежеквартальная, гарантийного обеспечения не требуется.20181114_144102

Программа включает четыре основных направления. Первое, развитие машинно-технологических компаний (МТК). Это, по сути дела, реализация продукции сельхозмашиностроителей для МТК, которые продают не технику сельхозтоваропроизводителю, а услугу. Это очень востребованный продукт, он нужен для сельхозтоваропроизводителей, потому что это позволяет им, в том числе, экономить достаточно большой объем средств на своих вложениях в сельхозтехнику. Второе направление, это лизингоперерабатывающее оборудование. Третье – поставка средств производства для обновления производственной базы кооперативов.

Но хотел бы отметить следующий момент, что мы в рамках программы сельхозкооперации даём более выгодные условия. Есть пару нюансов, которые мы видим. Так скажем, узкие места. Что это такое? Льготный лизинг ограничен возможностью его дополнения другими формами господдержки. Наше доступное «длинное финансирование» не может в полной мере быть использованным с другими мерами господдержки. Например, ограничение в рамках использования грантовой поддержки сельскохозяйственных потребителей, кооперативов на развитие материально-технологической базы. Возможность использовать МТК мер поддержки также не предусмотрена. То есть, по сути дела, это сервис для сельхозтоваропроизводителей, но пользоваться льготными условиями финансирования компаний, которые осуществляют поставку, МТК не могут.

Ещё одно узкое место, это реализация самой программы развития сельхозкооперации. Она предусматривала софинансирование со стороны бюджета в размере 3,9 миллиарда рублей, но целевое финансирование на текущий момент не выделено. При этом необходимо понимать, что у Росагролизинга существенно меньше пространства для маневра в случае, если мы реализуем его только за счет собственных средств.

Сама программа рассчитана на три года, до конца 2020 года. Она рассчитана на 2,5 миллиардов рублей. На сегодня вложено 3 миллиарда, в основном в МТК. Соответственно, 2019 год будет определяющим, я думаю, что мы существенно увеличим объем наших вложений в эту программу.

К. Байтемиров: нужна законодательная поддержка

Камияр Байтемиров, председатель ассоциации фермеров и крестьянских хозяйств Татарстана, глава СКПК рассказал:

— Рост производства сельскохозяйственной продукции фермерских хозяйств за 2017 год оказался 24 процента. В 2016 году — 16 процентов. Я могу привести несколько примеров по нашим кооперативам. У нас сельскохозяйственный потребительский кооператив «Фаиза», который получил средства, восстановил молочный комбинат в одном из районов производительностью 100 тонн в смену и на сегодняшний день за десять месяцев денежная выручка у него составляет 310 миллионов рублей. Это для крестьян, наверное, что-то значит. Но давайте, уважаемые коллеги, совместно будем бороться и за вопросы ценообразования. Потому что урожай урожаем, а цены, которые непосредственно влияют на благополучие сельских территорий и фермерских хозяйств, других сельхозтоваропроизводителей, — это основа. 

И поэтому, если взять данные других сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые занимаются производством молока, переработкой молока, то рентабельность 5-8 процентов. Почему так? А потому что цены, считая с июня текущего года, упали, и они пока вот держатся на уровне 18-20 рублей за литр. Слабым звеном малых форм хозяйствования являются, конечно, трудности с хранением, переработкой, реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции.

Мы просим вас, уважаемые депутаты, внести соответствующее изменение в статью 4 пункт 1 федерального закона о сельскохозяйственной кооперации. В процессе реализации ведомственной программы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, мы столкнулись с тем, что слово «сельхозтоваропроизводитель» охватывает широкий диапазон сельхозтоваропроизводителей с разной организационно-правовой формой. При прежней трактовке статьи 4 пункт 1 учредителями могут выступить разные организационно-правовые формы, и создаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы при этих организациях, выполняя формально требование закона и положений, для того чтобы получить средства, участвуя в конкурсе. Это нас, конечно, не устраивает.

В. Пашин: кооперация поможет выжить глубинке

Виталий Пашин, член аграрного комитета ГД (фракция ЛДПР), поведал:

— Выступление хочу начать с яркого примера, как сегодня живут фермеры в глубинке. Только что разговаривал с моими помощниками из Челябинской области, они вернулись из поездки из Кизильского района. Это полностью сельскохозяйственная территория. Складывается ощущение, что район может просто скоро исчезнуть. Например, поселение Верхняя Сосновка. Сейчас здесь фактически 12 человек живут: это четыре брата и их семьи. Остальные уехали, не могут развивать подсобное хозяйство. Стадо более ста коров продано. А почему? Потому что не могут реализовать продукцию. Почему не объединяются в кооперативы, спрашиваем? Говорят, что боятся, что их обманут, что и в кооперативах не смогут реализовать свою продукцию.

В России насчитывается 200 тысяч фермерских хозяйств.  23 миллиона граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, 5 тысяч 500 сельскохозяйственных кооперативов. Только два процента фермеров являются членами кооператива. Одной из главных проблем, с которой сталкивается большинство фермеров – это реализация своей продукции. Перерабатывающей компании выгодно покупать большие объемы продукции по оптовым ценам у крупных производителей. У мелких фермеров большая конкуренция, рынок занимают крупные торговые сети, агрофирмы и холдинги. Фермер может конкурировать по качеству продукции, но объемы выпускаемой продукции, не позволяют влиять на рынок. Проблема в сбыте продукции может возникнуть с отсутствием мест ее хранения или переработки.

С помощью кооператива сельхозпроизводители могут, во-первых, выйти на рынок с достойной ценой. Во-вторых, организовать собственную торговую точку. Экономисты считают, что кооперация один из самых главных инструментов выживания в российской глубинке, средство самозащиты сельского населения.

Остро стоит проблема перекупщиков. Фермеры и кооператоры за реализацию своей продукции получают малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Вся основная прибыль, которая возникает на этапе переработки и реализации продукции, достается в итоге не ее производителю, а перекупщикам и торговым сетям. Например, стоимость картофеля, цена производителя 40 процентов, остальные 60 процентов — это переработка и перекупщики. Примерно такая же картина с овощными культурами и мясом.

В том же Кизильском районе Челябинской области у сельчан покупают молоко по 9 рублей за литр, а на прилавках оно по 60. Почему торговые сети неохотно берут продукцию фермеров? Потому что им требуется однообразие во всех магазинах торговой сети. Ежедневное пополнение ассортимента и привлекательность упаковки. Но редко фермер может обеспечить, например, картофелем 50 магазинов сети продолжительный период более трех месяцев. Приходится продавать свой товар перекупщику, который аккумулирует у себя товар нескольких фермеров, а потом втридорога продает их в торговые сети.

Что делать? Нужно предлагать кооперативам торговые точки открывать – рынки, где они смогут выручить за свою продукцию в полтора раза больше, избегая перекупщиков. А пока они находятся в заколдованном круге. Продукция кооперативов вроде бы расходится, а денег на развитие так и нет. Кооператорам постоянно приходится ходить в роли просителей денег, а кредиты в банках дают под большой процент. Поэтому нужно вырастить понятную для всех систему сбыта. Строить государственные оптово-распорядительные центры в каждом регионе, куда фермеры и кооператоры смогут привозить свои товары для дальнейшего распределения в магазины, рестораны, школы, детские сады. Если рынок не может сам решить эту проблему, то пусть этим займется государство. Надо дать фермерам возможность выбора, либо вступать в кооператив и реализовать товар через него, либо привозить свой товар напрямую в оптово-распорядительные центры.

(Окончание следует)

 

На снимках: во время парламентских слушаний

Фото автора и портала ГД

Автор: Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»

 
 
2 комментария к Комментарий. Ухабы сельхозкооперации — как их преодолеть.
    3

    1. Наконец таки озаботились проблемой развития ЛПХ, как основы сельской кооперации. Я еще на 25 и 26 съездах АККОР предлагал внести в резолюцию съездов пункт о развитии ЛПХ, как базы формирования фермерской системы России.
    Плотников со своей братией, отверг эти предложения.

    2. Интересно, что делает Плотников в Госдуме, если в законе о кооперации прописана "чушь собачья". Ведь еще в 1844 году, рочдейльские ткачи заложили классические принципы функционирования потребительских кооперативов.
    Кстати в декабре исполнится 2 года, с момента появления в Госдуме нашей поправки в ФЗ о наделении начинающих фермеров землей на вне конкурсной основе.

    3. Создается впечатление, что ребята там устраивают бои со свой тенью. За прошедшие 27 лет до безобразия исказили понятие "малые формы хозяйствования". Сегодня туда относятся производители имеющие: доли гектара, гектары, десятки гектаров, сотни гектаров, тысячи гектаров пашни. Маркс в гробу переворачивается от столь вульгарной трактовки понятия "капиталист". Та "чушь собачья", прописанная в законе о кооперации, вообще находится за гранью понимания квалификации тех кто принимает федеральные законы.

    Ответить
    Стремоухов Г.Д.
    0

    Пока эта братия говорящих голов не перестанут ТУПО жевать то "под фонарем" и не начнут заглядывать за "угол где собака зарыта" кооперацию возродить мы не сможем.. ТУПО долбачу, может дозреют.
    1. ВСЕ что крутиться в стране под зонтиком кооперации — это ПАРОДИЯ на кооперацию.
    2. Кооперация системы Центросоюза, НИ КАКОГО отношения к кооперации НЕ ИМЕЕТ. Это грабительская система "купи-продай", в попыхах подтянутая под зонтик кооперации Союзом.
    3. У нас НЕТ закона о кооперации. То чем мы пользуемся это АМБАРНАЯ ведомость пол учету ХОТЕЛОК хААААААрашо проплаченных лоббистами…
    ;4. Организационная структура с-х порочна изначально. А агломерации-холдингомания——-РСХБ, Росангролизинг…Агроконтроль ..Ассоциация страховщиков…АККор….ВСЕ эти фонды и фондики — это КАСТРАЦИЯ ПРОВИНЦИИ…..
    5. Кооперация ДОЛЖНА ВСЕ вокруг себя, в радиусе 100-140 км. "засвинячивать"….."зателячивать"…."Зациплячивать" А НЕ НАОБОРОТ… Холдинги во главе с ВЛАСТЬЮ должны стоять ВО ГЛАВЕ, а не в кустах да еше и с радаром… Извините.
    %

    Ответить
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля