Сегодня: 2018-12-14    Если о событии не сообщают Крестьянские ведомости — значит, события не было         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         "Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны".           Агробизнес начинается с Крестьянских ведомостей         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.         Читают многих, цитируют Крестьянские ведомости         Если в вашем доме Крестьянские ведомости - значит, у вас все дома!         ПРОДАЕТСЯ три агропредприятия и два складских комплекса в Москве и Подмосковье, готовый бизнес с готовым сбытом. Звоните. ПРОДАЕТСЯ.

Комментарий. Гринберг: «Богата и культурна Москва, одна проблема — со всех сторон окружена Россией».

952130139

Эта фраза прозвучала 22 ноября в МИА «Россия сегодня» на VII Международном инновационно-промышленном форуме «Технологический прорыв. Пространственное развитие России». Организатор — Некоммерческое партнерство «Российская ассоциация инновационного развития».

В этот день пресс-центр МИА «Россия сегодня» был переполнен экспертами из предпринимательского сообщества, науки, бизнеса, институтов развития, руководителями и представителями регионов, общественных организаций. В Большом, «Президентском», «Стеклянном» залах проходили заседания, сессии, круглые столы, семинары: особенности и приоритеты пространственного развития России; инструменты и инвестиции для технологического развития; цифровая экономика для устойчивого развития; Арктика как полигон для внедрения передовых практик и инноваций; развитие городов как культурной ценности на основе исторического наследия; комплексное освоение территорий; экотранспорт будущего. 

В Большом зале состоялось пленарное заседание «Особенности и приоритеты пространственного развития России. Модератор, гендиректор НП «Российская ассоциация инновационного развития» Марина Шичкина сообщила: «Специфика этого форума — продвижение лучших российских и зарубежных инновационно-технологических практик для устойчивого пространственного развития России, содействие в условиях политической турбулентности и экономических санкций международным инвестициям и кооперации, распространению лучших практик комплексного освоения территорий». 
Глубинка — где нет газа и унитаза

Запомнилось выступление научного руководителя Института экономики РАН Руслана Гринберга, который откровенно поделился своими соображениями о проблемах сегодняшней России:

— Тема моя — пространственный потенциал России: возможности и риски. Сразу скажу, на мой взгляд, в России есть три потенциала. Два из них более-менее используются. Третий – никак. Первый – топливно-сырьевой. Он используется почти на 100%. Плоды используются скандально несправедливо. Второй – образовательный. Инерция российской науки, образования все еще работает. Юноши и девушки рождаются любознательными. Но есть парадокс: чем лучше мы их учим, тем вероятнее, что они уедут за границу. И что с этим делать непонятно.

О третьем потенциале. Надо помнить, что в России семь человек на один кв. км. Это, конечно, ужасно. В этом смысле – не рыночная страна. Ведь рынок предполагает, что покупатель и продавец как-то видят друг друга, как-то сталкиваются. А у нас этого не происходит. Я слушал Кудрина и Собянина. Собянин говорит, что нужны нам агломерации, миллионники, Москва, Питер. Все сюда хотят, потому что здесь лучше жить. И это понятно. Стихийный процесс миграции.

С другой стороны, Россия как, что с ней делать? Собянин говорит, что неважно, обезлюдивание не имеет значения. Москва – мегаполис, который борется за первенство не с Уфой, не с Казанью, а с Нью-Йорком, Парижем. И что-то в этом есть. Но разрыв между Москвой и Россией настолько велик…Я помню в молодости при Гришине (главе столицы) меня поражал лозунг «Превратим Москву в коммунистический город»!  Фактически превратили.  Сейчас разрыв запредельный!

Всем хороша Москва: богата, культурна…Единственная проблема, что она со всех сторон окружена Россией! Значит, вот мнение градоначальника столицы: а как же так, а малые города? Что прямо какую-то акцию совершить для того, чтобы переселили людей оттуда, где нет газа и унитаза, в такие агломерации?  Понятно, что это невозможно.

Короче говоря, наша задача заключается в том, чтобы использовать пространственное развитие, чтобы тянуть территорию. И для этого нет никакой альтернативы как высокоскоростная железная дорога, которая должна соединить Китай с Европой. Это очень многоцелевая задача. Во-первых, быстрое сообщение обеспечивает быструю смену рабочих мест. Во-вторых, получаем возможность заняться экспортозамещением. Наша экономика сильно зависит от нефти. Курс валют зависит от нефти. А если мы будем перевозить грузы в 6-7 раз быстрее, чем сегодня, то у России возникнет серьезное конкурентное преимущество.

Россия не может быть ведомым Китая

И последнее – геополитическая история. Она очень скользкая и деликатная – проблема наших отношений с Китаем. Китай – хорошая страна, она, в отличие от Америки, не разговаривает с нами пока свысока. Она делает свое дело – Шелковый путь, который соединит Китай с Европой в южной части и, похоже, что Россия там участвовать тоже будет, Си Цзиньпин и Путин договорились о нашем участии. Но там очень маленький участок для России. И это автоматически делает Россию ведомым партнером.

Россия не может быть младшим партнером, в принципе не может быть младшим партнером Китая, как и младшим партнером США. Поэтому возникает вопрос балансировки. Мы исходим из того, что если сотрудничать с Китаем, то на паритетах. По магистрали – до Новосибирска, например, это была бы одна дорога, а потом раздвоение, одна ветка – Южная, другая – Северная, наша.

Вот краткие тезисы нашего проекта, который известен Владимиру Путину. Он его одобрил, кивнул. Но, как говорится, от знакомства до решения, у нас такая история довольно длительная.

Д. Землянский: ждем предложений ученых
Дмитрий Землянский, председатель Совета по изучению производительных сил (СОПС) Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, обстоятельно поведал о планах ведомства и ожиданиях от форума, как одного из главных его организаторов:

— Минэкономразвития подготовил рамочный документ – Стратегию, которая определяет некоторый набор ключевых приоритетов в пространственном развитии страны. Один из ключевых моментов – это связанность территорий, стимулирование экономического роста в наших территориях. В самой стратегии механизмы обозначены основными контурами. План реализации стратегии, который должен быть разработан в течение полугода, приобретает особую значимость. Именно в него должны быть погружены конкретные решения, программы и механизмы.

Какие окна открывает текст стратегии пространственного развития в плане механизмов? Первый ключевой момент – в пространственном развитии мы должны уходить от сугубо регионального подхода (это доминировало раньше) в сторону реальных типов территорий. Это не только городские агломерации, но и отдельные города, мини-сырьевые центры, большие аграрные районы, сельские территории. Стратегия открывает возможность работать не только с федеральными субъектами, но и федеральными территориями.

Второй момент – в стратегии заложены несколько направлений стимулирования горизонтального взаимодействия территорий между собой. Это межмуниципальное взаимодействие в рамках агломерации. Сегодня агломерация – это институт взаимодействия муниципалитетов. Они должны будут договариваться друг с другом для решения совместных проблем. Стратегия открывает такие возможности. Это макрорегионы как инструмент стимулирования межрегионального взаимодействия.

Федеральные округа, существующие сегодня, часть жесткой вертикальной структуры. Макрорегионы в стратегии предусматриваются как инструмент (еще не определено) для горизонтальных связей между территориями при решении инфраструктурных вопросов, при координации политики в социальной сфере.

Третий момент – стратегия закрепляет возможность дифференцированного подхода к различным территориям. Четвертый момент – в стратегии удалось избежать очень жесткого ограничения социально-экономического развития… Определены центры экономического роста, дана попытка определения границ крупных агломераций. Сегодня не все субъекты соглашаются с этими границами.

Для стратегии сделан демографический прогноз типов территорий. То есть, уже есть аналитическая база, которая позволяет продолжать дальше. Теперь окна открылись и необходимо насыщать содержанием планы реализации пространственного развития.

Форум – отличная площадка для того, чтобы собрать предложения. Минэк не должен остаться в стороне от научного сообщества, у которого всегда есть масса предложений. Нужны специальные решения по регулированию развития агломераций. Малые города и сельские территории до сих пор оставались в тени агломераций. Мы должны лучше знать свою страну. Мы хорошо знаем регионы, но у нас кошмарное качество муниципальной статистики, которая не позволяет формировать полноценный банк данных для прогноза.

Ждем от участников конкретных предложений по обсуждаемой теме.

Аскар Акаев: к новой индустриализации экономики страны

Признаюсь, когда я увидел в нескольких шагах от меня человека с залысиной, густыми закругленными бровями, сразу мелькнула мысль: где-то я его раньше видел. По ТВ. Да, Аскар Акаев, экс-президент Киргизской Республики (1990 — 2005 гг), главный научный сотрудник Института математических исследований сложных систем МГУ им. М. В. Ломоносова, делал доклад «Потенциал экономического пояса, возникающего с развитием и модернизацией Транссиба и БАМа». В нем он, в частности отметил:
— Комплексный анализ и математическое моделирование, проведенные с целью количественной оценки долгосрочных макроэкономических, социальных, геополитических эффектов от реализации проекта по развитию железнодорожной сети Сибири и Дальнего Востока, включая строительство высокоскоростной грузовой и пассажирской магистрали, показали следующее: проект будет способствовать новой индустриализации экономики России, созданию на востоке страны современного экономического пояса высокотехнологичных и наукоемких производств, начиная от добычи полезных ископаемых и заканчивая изготовлением товаров с высокой добавленной стоимостью;  в результате модернизации Транссиба и БАМа, включая строительство новых железнодорожных путей протяженностью 2,5 тыс. километров, станет возможной реализация более пятидесяти масштабных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 3,7 трлн рублей (из них 1,2 трлн рублей – в развитие железнодорожной инфраструктуры).

Количество создаваемых новых рабочих мест в этих проектах – 110 тысяч, средний срок окупаемости проектов – 13 лет. Макроэкономическое моделирование показало, что с учетом прямых и косвенных эффектов модернизация Транссиба и БАМа приведет к дополнительному увеличению ВВП РФ в начале 2020-х годов на 1,5% по отношению к базовому сценарию без такой модернизации, в середине 2020-х годов — на 2,5%, к концу 2020-х годов – на 3,2%. Это дополнительное увеличение ВВП позволит выйти на темпы роста экономики России, превышающие среднемировые, что определено в качестве одной из важнейших национальных целей в Указе Президента РФ №204 от 07.05.2018 г.

Демографический потенциал Сибири и Дальнего Востока с учетом работников в смежных отраслях и членов их семей повысится на 600-700 тыс. человек; в случае строительства высокоскоростной магистрали (с максимальной скоростью поездов на линии от 200 км/час и выше) произойдет качественный рост связанности российской территории (интенсификация внутренних хозяйственных и социальных обменов), сибирские и дальневосточные регионы в полной мере интегрируются в единое экономико-социальное пространство новейшей России, население этих регионов дополнительно увеличится на несколько миллионов человек. Объем транзитных перевозок из тихоокеанского региона в Европу возрастет в 5 раз, Россия станет ключевым звеном в мировой транспортной сети, качественно повысится ее роль как геополитического, политического, экономического, культурного моста между Западной Европой и быстро развивающимися странами АТЭС.

Участники бьют тревогу

Председатель ЦС ВОИР Антон Ищенко выступил с интересным докладом «Работа с идеями как основной фактор развития страны». Он привел удивительные цифры: в 1987 году СССР была лидером по количеству изобретений – 83,7 тыс. единиц. В ВОИРе состояло 14 млн человек – столько же в стране было членов КПСС. В 2012-м – лишь 1142, между тем в США – 57 тыс. Лидер по патентам – Южная Корея. «Мы вернули опыт БРИЗов, надо ходатайствовать перед президентом об объявлении 2020 года годом изобретательства», — предложил выступающий.

Денис Салий, руководитель Представительства Правительства Калининградской области при Правительстве РФ, рассказал о свободных экономических зонах для сохранения и развития потенциала регионов. Исполнительный директор НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» Елена Бодрова выступила с сообщением «Умные города для устойчивого развития территорий». Елена Антипина, гендиректор Института государственно-частного планирования, руководитель Межведомственной рабочей группы по кластеру двойного назначения Коллегии ВПК РФ, поделилась своими соображениями о кластерах двойного назначения — новом опорном каркасе пространственного развития РФ.

Но проблем навалом. Переориентация экономики России на инновационный тип экономического роста актуальна как никогда. Санкции, политическое противостояние, торговая и информационная войны против нашей страны, неразвитая инфраструктура и отсутствие долговременной стратегии развития — эти факторы сильно сказываются на общем состоянии экономики и на качестве жизни людей, отмечал почти каждый выступающий. По данным Росстата рост экономики за прошлый год составил всего 1,5%. Между тем, экономика планеты растет быстрее российской в два раза, а рост ВВП Индии и Китая более 6%, и это нарастающее отставание означает накапливание технологических и социальных рисков.
Развитие страны в последние двадцать лет происходило хаотично, что привело к неконтролируемому росту нескольких агломераций, перекосам и застою в развитии средних и малых городов, сельских поселений. Разрыв между «богатыми» и «бедными» регионами с каждым годом увеличивается, что напрямую отражается на благосостоянии людей и настроении в обществе. Перед Россией стоит задача развертывания масштабной системообразующей программы пространственного развития.

Кондратьевские чтения: выходить из инновационного кризиса

В рамках форума прошли XXVI Кондратьевские чтения «Пространственный потенциал развития России: невыученные уроки и задачи на будущее». Заседание уверенно вели модераторы: научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг и директор Международного фонда Н.Д. Кондратьева Валентина Бондаренко.

Актуальность проблемы заключается в том, что в 90-е годы ослабление внимания государства к проблемам пространственного развития страны и управления этим процессом привело к возникновению глубоких деформаций в территориальном размещении производительных сил, уровнях развития субъектов РФ, миграционных потоков. При решении вопросов, связанных с размещением новых производственных объектов, как правило, верх берут частные интересы бизнеса и отраслевые предпочтения федеральных министерств и ведомств. Интересы субъектов, такие как создание новых рабочих мест, наполнение доходных статей бюджета, улучшение за счет этого качества жизни людей не решаются в полном объеме.

За прошедшие годы произошло сжатие, уплотнение, фрагментация экономического пространства. Сегодня на территории, составляющей лишь 5% от территории страны, производится свыше 40% суммарного валового регионального продукта. В то же время на территориях европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока, составляющих в совокупности 83% площади России, этот показатель не достигает и 30%. В агломерациях, которые сегодня доминируют в пространственном развитии России, проживают десятки миллионов человек, вне агломераций проживает почти 60 миллионов человек. Это более чем 800 малых городов, около 300 ТОРов и 400 моногородов, в которых действует около 20 000 муниципалитетов, сельские поселения.

Формирование и реализация с помощью цифровых и других высоких технологий Индустрии 4.0 Программ «Умный город» осуществляется преимущественно в агломерациях. Понятно, что именно здесь происходит улучшение среды обитания человека и рост комфортности его жизни, что только усиливает процессы переселения в них все большего числа граждан. Поэтому сокращается число жителей в малых и средних городах, а также с нарастающей скоростью снижается количество сельских поселений. В результате — без людей остаются обширные территории и возрастают риски для территориальной целостности страны.

Кроме того, обнаруживается отсутствие увязки решения проблем пространственного развития России с другими стратегическими задачами и общее для всех 12 национальных проектов, программ и проектов целеполагание, а также методологические аспекты межрегионального взаимодействия. Фундаментальная наука должна внести свой вклад в формирование устойчивого пространственного развития страны, это подчеркивали участники Кондратьевских чтений.

Ренессанс стратегического планирования в России

Директор Института экономики РАН Елена Ленчук сообщила о новых возможностях и рисках в осуществлении научно-технологического развития России. РФ, единственная страна из G-20, сократила свой научно-технический потенциал. Нужен технологический прорыв. Ядром является стратегическое планирование.

Сложность и масштабность поставленных задач требует согласованного взаимодействия государства, бизнеса и общества, достичь которого возможно при четком целеполагании, определении приоритетов развития и их ресурсного обеспечения, формировании соответствующей институциональной среды. Дискуссия «рынок или план» уже давно отошла на второй план. Мировая практика подтверждает, что достижение долгосрочных целей социально-экономического развития невозможно без использования методов стратегического планирования, которые прочно вошли в практику управления ведущих стран Запада, таких как США, Франция, Япония, Южная Корея, Китай, как на макро-, так и на мезо- и микроуровне, заявила докладчик.

Уникальный опыт построения масштабной системы планирования был накоплен и в рамках советской системы, обеспечившей превращение СССР во вторую сверхдержаву XX века. К сожалению, в ходе рыночных реформ этот бесценный опыт был практически полностью разрушен. Безусловно, принципы планирования в условиях рынка принципиально отличаются от тех, которые были при государственно-плановой экономике. Однако сегодня в условиях новых масштабных, прежде всего научно-технологических, вызовов и сложности решаемых социально-экономических проблем необходимость возрождения фундаментальных научных основ планирования проявляется с новой силой. Для этого «государству надо решительно преодолеть свое метание между осознанием необходимости активного воздействия на экономические процессы всеми, в том числе и административными мерами, и страхом потерять при этом рыночную невинность» -, считает Е. Ленчук.

В постсоветской России вернулся интерес к стратегическому планированию вместе с пониманием того, что перспективы развития российской экономики связаны с решением целого комплекса структурных проблем, которые не решаемы в рамках рыночного саморегулирования, о чем свидетельствует опыт трансформации российской экономики последних 25 лет. На протяжении многих лет Правительство РФ, рассматривая ход выполнения ФЦП, отмечало их неудовлетворительное выполнение, но виноватых при этом, как правило, не было, поскольку считалось, что бизнес, задействованный в реализации ФЦП, не подчинен государству. Всё отчетливее стало складываться понимание необходимости формирования нового набора управленческих инструментов.

Результатом стало принятие 28.06.2014 г. ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В рамках этого документа система стратегического планирования определена как инструмент формирования долгосрочных приоритетов деятельности государства, реализации глобальных и крупномасштабных задач, обеспечения согласованности планов центральной и региональной власти, органов местного самоуправления, увязки принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничениями на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Несмотря на ключевые государственные решения, принятый Федеральный закон до сих пор так и не имплементирован в экономическую политику и государственное управление. Аппараты Минфина РФ, Минэкономики РФ, Минпромторга РФ не спешат создавать его полноценную правовую и организационно-управленческую инфраструктуру, полагая, что в современных условиях механизмы прогноза не дают точных и достоверных ориентиров развития. Спустя четыре года после выхода ФЗ-№ 172 так и не удалось сформировать взаимоувязанный пакет документов, определяющих перспективы развития страны на период до 2030 года, который первоначально предполагалось иметь еще к началу 2016 года, подчеркнула директор института экономики РАН Елена Ленчук.

(Продолжение в следующем выпуске, где расскажем еще кое-что и выступит бескомпромиссный профессор Иван Стариков о строительстве «железки», российско-китайских отношениях в связи с этим).

Автор: Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»

 
 
4 комментария к Комментарий. Гринберг: «Богата и культурна Москва, одна проблема — со всех сторон окружена Россией».
    РТК
    5

    Господа ….Учённые, Эксперты, Советники,
    Москва и Московская область , несколько регионов, мегаполисы живут культурно и богато …
    то есть 15% населения довольны…
    Ну а остальной народ живёт по Майским Указам и отчётом кабмина , нац проекты , партпроекты, девизы призвания и сухие цифры отчётов….
    А вот талантливых и успещных Кудрина и Собянина пора отправить ,
    одного в Читинскую область — Забайкальский край поднимать , второго Мурманскую , Архангельскую , Бурятию регионы и области ждут не дождутся столичных талантов и управленцев проявлять способности губернаторами вместе с семьями…..
    Ожидане это исходит от Майских Указов Государя , ….Трёп есть — Делов нет!!

    Ответить
    sem
    2

    Москва всегда себя именовала Третьим Римом. И сейчас "этот Рим" похожь на Рим времен развала и разорения варварами. "Хлеба и зрелищь"!

    Ответить
    колхозник
    3

    В этом театре где ставятся спектакли на любой вкус мы с вами только зрители у нас сьезды конференции форумы как из рога изобилия каждый день и выступающие в принципе одни и теже и так из года в год но в жизни простого гражданина страны мало что происходит положительного кто например объяснит почему намеченые глобальные планы изменят жизнь на задворках москвы то есть в саратовской области ..

    Ответить
    Ольга
    1

    Когда уже у людей начнут спрашивать, чего они хотят и как это должно выглядеть??? Вон соцсетей сколько! Они все у ученых спрашивают, что делать с массой из народонаселения и их статданными)))) Зайдите в Клуб "Развитие территорий" спросите у Глеба Тюрина! Или у Мельниченко из Федсельсовета! Спросите у тех кто занимается экологией! Кто занят строительством домов по инновационным технологиям. У родопоселенцев наконец))…. люди вам сами ответят)))) А они все гадают на кофейной гуще…

    Ответить
Комментировать



Авторизация

Войти с помощью соц.сетей: 


Если вы по каким-то причинам не можете войти на сайт, воспользуйтесь функцией восстановления пароля или напишите администратору

Регистрация

Войти с помощью соц.сетей: 


Генерация пароля